Ростов-на-Дону Четверг, 09 мая
Общество, 31.10.2022 18:00

«Мастерами ушу не рождаются»: ростовчанин Анатолий Иванов — о том, как легко поддерживать тело и дух в форме в 80 лет

Больше половины жизни Анатолий Иванов отдал китайским оздоровительным и боевым практикам, таким как цигун и ушу. Сейчас в свои 80 лет он может похвастаться не только потрясающим владением восточных техник, но и отличным здоровьем — крепким телом и духом. Ростовчанин прошел длинный путь от обычного ученика до главы региональной федерации ушу. Кроме того, высоких результатов добиться ему удалось и в еще одном любимом деле — джазе. С 20 лет он играет на одном из важных инструментов, который задает темп всему оркестру — барабанах. Музыка, как признался сам Анатолий Филиппович, дала ему возможность не только сыграть множество концертов под чутким руководством дирижера Кима Назаретова, но и завести настоящую дружбу с известным саксофонистом Игорем Бутманом.

Корреспондент «Блокнот Ростов» пообщался с Анатолием Филипповичем и узнал о его необычной жизни.

Анатолий Филиппович, с чего началось ваше увлечение Ушу?

— Примерно в 1966 году я посмотрел японский фильм под названием «Гений дзюдо». Там увидел мастера, который выполнял на профессиональном уровне прыжки, пробивал ногами потолок, в общем, творил сумасшедшие вещи. После этого я увлекся, начал тренироваться, делал растяжки. Правда, у меня уже была определенная база, долгое время я занимался спортивной гимнастикой, делал рондат фляк (это связка двух гимнастических трюков. Рондат — это то же самое колесо, только при нем ноги разворачиваются на 180 градусов и приземляются одновременно. Фляк — это то же, что и сальто назад, но только с использованием рук, — прим. ред.), ходил на руках и так далее.


Вы занимались еще чем-то кроме спортивной гимнастики?

— Начнем с того, что заниматься спортом я начал в 13 лет. Надо сказать, что мне приходилось это делать, ростом я был мал, физически плохо подготовлен. Но мне же необходимо было себя каким-то образом защищать. Некоторые ребята задирали, приходилось отвечать агрессией Сначала ходил на бокс к Константину Смоглею. Занимались мы во Дворце Здоровья на пересечении Газетного и Большой Садовой. Надо отметить, что восточные боевые искусства были в то время под запретом, поэтому искали альтернативу.

Как-то мы с моим другом Михаилом Швецем ходили на левый берег Дона. Занимались там с пяти до семи утра, чтобы никто не видел. Набивали кулаки, били по мешкам с песком. Когда же это дело начало приобретать официальность (восточные единоборства, — прим. ред.), а было это примерно в 80-е годы, тогда я и начал профессионально заниматься ушу.



На фото Анатолий Филиппович в детстве

Если ушу было под запретом, значит у вас не было наставников? Как же вы осваивали азы?

— Были ребята, которые занимались подобным, самостоятельно варились в этом. Каждый образовывал группы и тренировался. Информацию брали из книг, фильмов (например, «Пьяный мастер или узкоглазый будь бдителен»), наблюдали за движениями и повторяли. Вот таким кустарным методом все зарождалось. Конечно, могли что-то неправильно делать. Позже, когда мы ездили в Китай, многому научились. Попали мы туда благодаря спорткомитету, я тогда уже возглавлял федерацию ушу.

Восточные виды боевого искусства в России были как-то видоизменены или полностью повторяют, то что имеется у соседних стран?

— Да, можно сказать копируют. Правда, сложно сказать, кто у кого заимствовал технику. Наши исторические корни не до конца раскрыты. Вспомнить даже казаков-характерников. Они были по сути как ниндзя — могли джигитовать, закинуть одну ногу в стремя, а в руках держать саблю, да так что при дожде на нее ни одна капля не упадет. Вот такая скорость была!



Ушу имеет множество направлений. А в каком двигались вы, как пришли после к цигуну?

— Верно, ушу подразумевает под собой множество направлений, среди которых есть и оздоровительные, и спортивные практики. Я же занимался им одновременно с цигуном, который позволяет сделать тело более расслабленным, обтекаемым. Ведь если ты будешь зажатым, напряженным, ты не сможешь нанести резкий и точечный удар.

Надо отметить, что есть также и боевый цигун, в котором люди достигают таких высот, что могут быть совершенно невесомыми — стоять на куриных яйцах, к примеру. Настолько они облегчают свое тело, что с места могут даже запрыгнуть на телефонную будку. Я такого не достиг, но лампочки сбивал с потолка.

А какие направления существуют у оздоровительного цигуна?

— В оздоровительный цигун, к примеру, входят такие практики, как Тайцзицюань Стиля Ян, который представляет собой комплекс упражнений, состоящих из 24-х движений. Эта форма уже давно стала традиционной, ей занимались еще тысячу лет назад при императорах.



У вас были ученики? Сложно ли их воспитывать?

— Конечно были! После того как ушу начало набирать популярность, я познакомился с Гусейном Магомаевым (заслуженный тренер Республики Дагестан, заслуженный тренер России, художник, философ, педагог, мастер боевых искусств, — прим. ред.). В Каспийске у него есть что-то вроде поселения, где проходят искусство приготовления пищи, графику, скульптуру. К нему ездил получать тарификацию, иначе говоря меня аттестовали, я получил возможность преподавать ушу.

Насчет учеников скажу, что те, кто приходил, уже были практически готовы. Это выражалось в людях духовно. Многие понимали, что за один день, месяц или год этому невозможно научиться. Также понимали и то, что для них это должно было стать целым образом жизни. Сложно ли было воспитывать? По-разному, у кого-то была изначально хорошая база, кому-то нужно было сильно попотеть.

Много ли людей сейчас в Ростовской области занимаются ушу?

— Сейчас люди тянутся к рукопашному бою, самбо или дзюдо. Многим интересно попробовать себя в MMA, они хотят показать себя, устроить шоу. Восточными единоборствами же стало заниматься меньше людей, поскольку возросло количество платных секций. Это мы занимались бесплатно, а вот современному поколению меньше повезло. На все нужны деньги.



В каком году вы возглавили федерацию ушу? Что входило в ваши обязанности?

— Председателем федерации именно в Ростовской области я стал в 1989 году. Кроме того, я был старшим тренером, выдавал удостоверения, которые позволяли другим преподавать ушу. Однако это дело поломалось в 1991 году в связи с перестройкой, никому это стало не нужно, была катастрофическая ситуация. Чтобы вы понимали, я примерно в эти годы работал еще в ростовском объединении музыкальных ансамблей (РОМА). Музыканты, которые туда входили, выступали в ресторанах, кафе и других площадках. В 93-м году объединение прекратило свое существование.

Техники ушу вам пригодилось применять в реальной жизни где-то за пределами «ринга»?

— Конечно. Я же работал в ресторане каждый день. Я и музыкантов защищал и себя в том числе. Спарринги, конечно же, я не устраивал каждый день. К тому же я еще и работал в такой организации под названием «Интурист», все меня знали хорошо и старались не лезть.

Вы в принципе ведете здоровый образ жизни или можете себе позволить выпить?

— Сказать о том, что я весь из себя святой, не могу. Но вот в «Интуристе» я проработал 27 лет и за все это время выпил только грамм 50 алкоголя. На праздники грамм 30-50 могу себе позволить. Но не больше, так бы я не сохранил здоровье, которое есть сейчас. По-моему алкоголь никому еще не был полезен.

Что больше всего влияет на физическое здоровье согласно восточной философии?

— Надо сказать, что не только согласно восточной философии на здоровье влияет, в первую очередь, экология. Также то, что мы пьем и едим. Еда у нас сейчас не имеет такой экологической чистоты, как раньше. Все эти фастфуды — они модифицированы, не имеют настоящего происхождения. Ну, а тело такое, как правило, отвергает. Сейчас это бич в основном городских жителей, которые привыкли быстро питаться. Думаю, что сельские жители ведут более здоровый образ жизни, потребляя все самое натуральное.



Вы говорили, что состояли в ростовском объединении музыкальных ансамблей. А с чего началась ваша любовь к музыке? Она переросла в нечто большее, чем выступления в ресторанах?

— Однажды я посмотрел фильм «Серенада солнечной долины». Там мне понравилась джазовая музыка, которой впоследствии (примерно в 20 лет) и увлекся. Сел за барабаны, хотя до этого играл на баяне. Моя первая группа состояла из трех человек. В 1978 году к себе нас позвал Ким Назаретов.

До выступлений с выдающимся российским пианистом мы играли под руководством Петра Фролова (он играл на электронном баяне), выступали в ресторанах. Вообще все это было также под большим запретом некоторое время. Приходилось в рапортичках (краткая ведомость, отчет с отметками о поступлении и движении каких-нибудь материалов или выполнении чего-нибудь, — прим. ред.) вместо названий музыкальных композиций зарубежных авторов писать отечественные.



Анатолий Иванов в оркестре у Кима Назаретова

Вы много гастролировали с джазовым оркестром по стране?

— Считай, что объездили весь союз. Был я в Петербурге, Москве, Тбилиси, Ереване. Был и за границей. В 75-м году ездили мы в Варшаву. Мало кому выпадает такой случай.

Вы сейчас занимаетесь музыкой?

— Сейчас я работаю концертмейстером в музыкальном училище Ростова. В основном вместе с барабанщиками. Многим ребятам даю советы, веду, так сказать, методические практики.



Джаз как-то повлиял ваше окружение? Были ли знакомства, которые перевернули жизнь?

— Скажем так, джаз дал возможность мне познакомиться с потрясающим музыкантом и уже моим другом — Игорем Бутманом. Познакомились мы еще на джем-сейшене (репетиция с импровизацией, — прим. ред.) в «Интуристе». Мы много с ним контактировали, он приезжал часто в Ростов-на-Дону с концертами. По сей день дружим, общаемся, поздравляем друг друга с днем рождения. Каждый год 21 декабря встречаемся в Большом театре, где проходит фестиваль, на котором оценивают молодые таланты.

Григорий Мелихов 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
лица городаАнатолий Ивановушуцигунджазростовчанин
2
2